ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00807B448D43A8CA7DD1EA3D641DF3DD90
Владелец: Петросян Арев Борисовна
Действителен: с 20.09.2024 до 14.12.2025
Радел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Коррекция нарушений
устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста» (далее –программа)
составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07. 22022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», СП 2.4.3648-20), утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28;
-Уставом Учреждения;
- Лицензией на право образовательной деятельности от 18.12.2015 г. № 429
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа имеет логопедическую
направленность.
Актуальность программы
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике
обучения устной и письменной речи наблюдаются серьёзные недостатки. Известно,
что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут
построить текст, выражающий их мысли и чувства, поэтому своевременное
развитие речи обучающихся начальных классов, имеющих нарушения устной и
письменной речи имеет особую важность для обучающихся.
В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при
усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей
является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и
дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в
обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи,
несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических
компонентов
речи,
нарушением
оптико-пространственной
организации
деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти,
восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.
Нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще
всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторноакустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии).
Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. В таких случаях
спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально
организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут
быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать
коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и
включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической
деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при
смешанных формах дисграфий.
Формирование устной и письменной речи у младших школьников как особой
формы речи, не только вооружает их новым средством общения и идеализации
опыта, но и обуславливает перевод психических функций на более высокий
уровень функционирования - осознанности и произвольности. Поскольку
воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования
такого важного инструмента познания мира как речь, развитие речи учащихся в
настоящее время одна из важных и основных задач учителя-логопеда.
Отличительные особенности программы
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при
реализации ДООП - организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Адресат программы
Программа адресована детям младшего школьного возраста от 7-до11 лет, с
нормальным слухом и сохранным интеллектом, имеющих нарушения устной и
письменной речи. Дети, поступающие на обучение, проходят диагностику,
направленную на выявление нарушений устной и письменной речи. Условия
набора детей: на обучение поступают дети по заявлению родителей (законных
представителей), по заключению Центральной психолого-медико-педагогической
комиссии о создании условий получения образования .
Объем и срок реализации программы.
Объем программы- 72 часа
Срок реализации программы -1 год
Учебная нагрузка – 2 часа в неделю
Форма обучения - очная
Язык обучения - русский
Особенности организации образовательного процесса
Программа является традиционной и представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Организационные формы обучения
Подгрупповая (занятия проводятся в одновозрастных подгруппах, численный
состав подгруппы-2 человека, индивидуальная.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 25-30 минут. Перерыв между
учебными занятиями-5 минут. Общее количество часов в неделю-2часа. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
1.2.Цель и задачи программы
Цель - коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников,
формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной
программы по русскому языку.
Задачи
Образовательные:
-формировать оптико-конструктивную деятельность;
-развивать звукобуквенный анализ и синтез;
-формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
-формировать навык применения грамматического правила по алгоритму;
-совершенствовать навык грамотного письма.
Коррекционно-развивающие:
-развивать и корректировать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать и корректировать фонематическое восприятие, слухоречевую память;
-развивать неречевые функции: произвольное внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном
процессе;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности
1.3.Содержание программы:
Учебный план
№ Название раздела
(блока)
Класс/ количество часов
1класс
2класс
количество часов
теория практика
1
2
3
4
Диагностический
блок
Подготовительный
блок
Коррекционный
блок
Развитие связной
речи
количество часов
теория
практика
4
-
1
5
1
3класс
4класс
количество часов
теория
практика
количество часов
теория
практика
4
4
4
4
3
Форма
контроля
2
-
2
2
-
2
-
4
57
14
63
43
14
5
1
65
49
10
4
4
1
50
55
10
2
3
1
40
17
1
4
13
наблюдение,
опрос,
диктант,
списывание
Обратная
связь,
игровые
упражнения,
практические
занятия,
самоконтроль
Игровые
упражнения,
практические
занятия,
самоконтроль
Игровые
упражнения,
практические
занятия,
самоконтроль
5
Повторение и
закрепление
пройденного
материала
ИТОГО (всего
занятий)
1
0,5
1
0,5
0,5
72
16,5
1
0,5
0,5
72
55,5
16,5
0,5
0,5
72
55,5
13,5
Опрос
1
0,5
72
58,5
16,5
55,5
Содержание учебного плана
1 класс
Раздел 1. Диагностический блок
Первичная диагностика
Итоговая диагностика
Раздел 2. Подготовительный блок
Раздел 3. Коррекционный блок
Раздел 4 Развитие связной речи
Раздел 5. Повторение и закрепление пройденного материала
2 -4 класс
Раздел 1. Диагностический блок
Первичная диагностика
Итоговая диагностика
Раздел 2. Коррекционный блок
Раздел 3.Развитие связной речи
Раздел 4. Повторение и закрепление пройденного материала
1.4. Планируемые результаты реализации программы
По завершении реализации программы у обучающихся сформируются
следующие результаты:
Предметные
- сформируется оптико-конструктивная деятельность;
-разовьётся звукобуквенный анализ и синтез;
- сформируется навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных»
мест;
сформируется навык применения грамматического правила по алгоритму;
- сформируется навык грамотного письма.
Метапредметные:
- разовьётся лексико-грамматический строй речи, связная речь;
- разовьётся фонематическое восприятие, слухоречевая память;
- разовьются неречевые функции: произвольное внимание, память.
Личностные:
- сформируется умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе;
- сформируется положительная мотивация к учебной деятельности .
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа
данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма
на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном
обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые
аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по
критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка
письма обучающегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как
успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать
совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и
улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной
организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за
собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых
условиях.
Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
Дата
Дата начала окончания
занятий
занятий
31 августа
01 сентября 2025 г.
2024 г.
Количество
учебных
недель
36
Количество
Количество учебных
учебных дней часов
72
72, 2 часа в
неделю
Режим
занятий
2 раза в
нед. по
1час
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Коррекция нарушений устной и письменной речи у
детей младшего школьного возраста» есть логопедический кабинет,
оборудованный столами, стульями для обучающихся и педагога, шкаф, полки для
хранения дидактических пособий, учебных материалов, логопедическое зеркало с
дополнительным освещением, методические пособия, демонстрационный
наглядный материал, компьютер в сборе.
Информационное обеспечение
Презентации.
Кадровое обеспечение
Условия реализации программы предусматривают наличие квалифицированного
учителя-логопеда.
2.3.Формы аттестации
Для обучающихся предусмотрена входная диагностика и итоговая по завершении
программы. При необходимости –промежуточная.
2.4.Оценочные материал
Для оценки достижения планируемых результатов используются следующие
диагностические методики:
За основу диагностики устной речи взята методика Фотековой Т.А., предложенная
автором для обследования речевой сферы, состоящая из 6 речевых проб. Для
обследования состояния письменной речи обучающихся, применяется диагностика
с использованием методики Садовниковой И.Н.
Предлагаемая тестовая методика диагностики устной речи направлена на
выявление актуального уровня речевого развития ребенка .Методика включает
шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей
трудности. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года с 15 -31 мая.
Она предназначена для проверки усвоения предметных результатов и используется
при составлении мониторинга.
Формы итогового контроля: списывание, диктант, карточки с заданиями, анализ
итоговых классных работ по русскому языку.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных
первичной и итоговой диагностики.
Любое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма
обучающихся, совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе
письма и улучшение таких качеств личности, как способности к самостоятельности
организации своей деятельности, способности осуществлять контроль над
собственным письмом, умения использовать полученные навыки и знания в новых
условиях, фиксируется как успешность в обучении.
2.5. Методические материалы
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных
форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена
на преодоление основного нарушения, на формирование навыков,
обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода
определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе
коррекционного процесса.
Основные методы:
• специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный
кинестетический);
• дидактические:
- наглядные;
- словесные методы с опорой на наглядность;
- словесные методы без опоры на наглядность;
- практические методы, которые должны носить игровой характер.
Педагогические технологии:
-индивидуального обучения;
-группового обучения
Здоровьесберегающие технологии:
-артикуляционная гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
-гимнастика для глаз;
-су-джок терапия;
-физкультминутки;
-пальчиковая гимнастика;
- самомассаж языка, лица, ушных раковин, массаж кистей и пальцев рук;
-упражнения для развития мелкой моторики рук;
-ароматерапия.
Традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии:
-логопедического обследования;
-коррекции звукопроизношения;
-постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
-коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;
-развития лексико-грамматической стороны речи;
технологии речевого развития
технологии речевого развития:
-мнемотехника;
-творческие рассказы;
-пересказ;
-рассказ по картине;
-составление описательного рассказ
3.Список литературы
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников. Устная связная речь. Лексика. Часть 1.
Издательство:Владос.2009.
2.
.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников. Предложение. Текст. Часть 2. Издательство:Владос,2013.
3. Андреева Н.Г Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников. Письменная связная речь. Часть 3.
Издательство:Владос,2010.
4. Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической
работы в школе». – М., 2005.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М., 1991.
6. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.
7. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. – М., 2008.
8. Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008
9. Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.
10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у
младших школьников. – М., 1997
11.
Тихомирова Е.М. Тренажер по русскому языку 2 класс.,
Издательство «Экзамен» Москва 2018
12. Тихомирова Е.М. Тренажер по русскому языку 3 класс., Издательство
«Экзамен» Москва 2018 .
13. Тихомирова Е.М.Тренажер по русскому языку 4 класс., Издательство
«Экзамен» Москва 2018 .
14. Чистякова О.В: 30 занятий по русскому языку для предупреждения
дисграфии. 3-4 классы., Издательство: Литера, 2010.
15. Чистякова О.В.: 30 занятий по русскому языку для предупреждения
дисграфии. 2 класс., Издательство: Литера, 2010.
16. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок:
Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками
по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.-М.: АРКТИ, 2007.
1.
Приложение №1
Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников Т.А.
Фотековой (Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у
младших школьников – М.: Аркти, 2000. – 55 с.)
Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и
навыков.
Материалы: руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица
регистрации результатов, стимульный материал (картинки).
Структура методики
Серия 1. Исследование состояния уровня моторной реализации.
1) Проверка состояния фонематического восприятия.
2) Исследование артикуляционной моторики.
3) Исследование звукопроизношения.
4) Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа.
Серия 3. Исследование грамматического строя речи.
1) Повторение предложений.
2) Верификация предложений.
3) Составление предложений из слов в начальной форме.
4) Добавление предлогов в предложении.
5) Образование существительных множественного числа в именительном и
родительном падежах.
Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования.
1) Называние детенышей животных.
2) Образование существительных в уменьшительной форме.
3) Образование прилагательных от существительных.
Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений.
Серия 6. Исследование связной речи.
1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок).
2) Пересказ прослушанного текста.
Содержание методики
Серия 1. Исследование состояния уровня моторной реализации
1. Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение
▪ ба – па
па – ба
* ча-тя-ча тя-ча-тя
▪ са – за
за – са
* ра-ла-ра
ла-ра-ла
▪ жа – ща
ща – жа
▪ са – ша
ша – жа
▪ ла – ра
ра – ла
▪ жа – ша – жа
ша – жа – ша
▪ са – ша – са
ша – са – ша
▪ ца – са – ца
са – ца – са
▪ Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе
предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому
(ба – па – ба – па);
0, 25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой
слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Максимальное количество баллов за все задание - 15 баллов
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: я говорю – ты делаешь
- надуй щеки;
- надуй одну щеку;
- надуй другую;
- упри язык в правую щеку;
- «Обезьянка» - помести язык между верхними зубами и верхней губой;
Инструкция: повторяй за мной движения.
- «Трубочка» (губы выдвинуты вперед трубочкой);
- «Лопатка» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот
приоткрыт);
- «Маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью
передвигается от одного уголка рта к другому);
- «Качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней
губы);
- «Улыбка» - «трубочка» (чередование движений губами).
Оценка:
1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех
характеристик предъявленному;
0,5 балла - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;
0,25 – длительный поиск позы, или неполный объем движений, или отклонения в
конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 – невыполнение движений.
Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов
3. Исследование звукопроизношения.
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л – ль, р – рь,
все остальные звуки..
Инструкция: повторяй за мной слова:
▪ собака, маска, нос;
▪ сено, косить, высь;
▪ замок, коза; зима, ваза;
▪ шуба, кошка, камыш;
▪ жук, ножи;
▪ цапля, овца, палец;
▪ щука, вещи, лещ;
▪ чайка, очки, ночь;
▪ река, варенье, дверь;
▪ лампа, молоко, пол;
▪ лето, колесо, соль.
Оценка:
Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно.
3балла - нормативное произношение всех звуков группы;
1,5 балла – один звук или несколько звуков группы доступны правильному
произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам
(недостаточно автоматизированы);
1балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук
группы;
0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Максимальная оценка – 15 баллов.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова.
Скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол,
перепорхнуть, аквалангист, термометр.
Оценка
1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;
0,5 балла – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без
нарушения структуры;
0,25 – искажение звуко – слоговой структуры слова (пропуски, перестановки,
искажения звуков и слогов внутри слова)
0 – грубое нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки,
персеверации) или невыполнение задания.
Максимальное количество баллов за все задание - 10 баллов
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа.
Инструкция: подумай и ответь на мои вопросы.
- Сколько слов в предложении «Около дома росла высокая береза»?
- Какое второе слово в этом предложении?
- Сколько слогов в слове «рак»?
- Сколько слогов в слове «машина»?
- Какой третий слог в слове «машина»?
- Сколько звуков в слове «рак»?
- Сколько звуков в слове «шапка»?
- Какой первый звук в слове «шапка»?
- Какой третий звук в слове «школа»?
- Какой звук после «ш» в слове «школа»?
Оценка:
1 балл - правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла – правильный ответ с первой попытки;
0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Максимальный балл за серию — 10.
Серия 3. Исследование грамматического строя речи.
1. Повторение предложений.
Инструкция: послушай предложения и постарайся повторить его как можно точнее
▪ Птичка свила гнездо
▪ В саду было много красных яблок.
▪ Земля освещается солнцем.
▪ Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
▪ Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе
берлогу.
▪ Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
▪ На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Оценка:
0 балл – правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры
предложения;
0,25 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры
предложения, предложение не закончено;
0 баллов – невоспроизведение.
2. Верификация предложений.
Инструкция: я буду читать предложения, и, если в некоторых из них будут ошибки,
постарайся их исправить.
Дом нарисован мальчик.
Мальчик умывается лицо.
Собака вышла в будку.
Солнце освещается землей.
По морю плывут корабль.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка:
1 балл – выявление и исправление ошибки;
0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями
(пропуск, перестановки, замены слов);
0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;
0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.
▪ мальчик, открывать, дверь
▪ девочка, читать, книжка
▪ доктор, лечить, детей
▪ сидеть, синичка, на, ветка
▪ груша, бабушка, внучка, давать
▪ Витя, косить, трава, кролики, для
▪ Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:
1 балл – предложение составлено верно;
0,5 балла – нарушен порядок слов;
0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов;
0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся
найти его и вставить.
▪ Лена наливает чай…чашки.
▪ Почки распустились…деревьях.
▪ Лодка плывет…озеру.
▪ Чайка летит…водой.
▪ Птенец выпал…гнезда.
▪ Последние листья падают…березы.
▪ Щенок спрятался…крыльцом.
▪ Пес сидит…конуры.
▪ Большая толпа собралась …театром.
Используется два вида помощи
- стимулирующая («неверно, подумай еще»);
- в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?)
Оценка:
0 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и
родительном падежах.
При выполнении этого задания можно использовать картинки.
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
▪ один стол, а много – это…
▪ стул - …
▪ окно - …
▪ звезда - …
▪ ухо - …
Инструкция: один - дом, а много чего? – Домов.
▪ стол, а много чего? - …
▪ стул - …
▪ окно - …
▪ звезда - …
▪ ухо - …
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0, 5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – форма образована неверно;
0 баллов – невыполнение.
Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования.
1. Называние детенышей животных.
Инструкция: у кошки – котята, а у
▪
козы –
▪
волка –
▪
утки –
▪
лисы –
▪
льва ▪
собаки ▪
курицы –
▪
свиньи –
▪
коровы –
▪
овцы –
2. Образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы,
которые я буду перечислять.
Стол, стул, дом, снег, дерево.
3. Образование прилагательных от существительных.
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги - она бумажная
▪
варенье из вишни –
кисель из клюквы ▪
варенье из яблок –
салат из моркови ▪
варенье из сливы –
суп из грибов ▪
варенье из малины лист дуба –
▪
варенье из клубники лист осины ▪
варенье из черники лист дуба ▪
кукла из соломы –
горка изо льда –
▪
шишка ели б) Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
▪
волка за жадность ▪
зайца за трусость –
▪
медведя за силу –
▪
льва за смелость –
Инструкция: если днем жарко, то день – жаркий, а если ▪ мороз ▪ солнце ▪ снег ▪ дождь ▪ ветер ▪ холод в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …
▪ кошки –
зайца гнездо орла ▪ медведя –
белки клюв птицы ▪ волка –
лисы
ружье охотника ▪ льва –
Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неверно образованная форма;
0 баллов – невыполнение.
Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений
1. а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш –
ключом.
2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест под кругом.
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной.
4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение;
0,5 балла – самокоррекция;
0 баллов – неверный ответ.
Серия 6. Исследование связной речи.
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 картинки)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и
составь рассказ.
Оценка :
1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует
ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной
последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение
ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей
или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев,
существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов –
отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов –
рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием
лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но
наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные
случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл – встречаются
аграмматизмы, далекие словесные замены; неадекватное использование
лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов –
самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла –
картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен
самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по
наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии
помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно,
запоминай и приготовься пересказывать.
Горошины.
В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины
весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и
выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна
горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал
кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка;
1.Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все смысловые
звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными
сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения,
или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов –
невыполнение.
2.Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:5 баллов –
пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла –
пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления
высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл – отмечаются
аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не
доступен.
3.Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный
пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной
помощи (1-2 вопроса); 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по
вопросам не доступен.
Приложение №2
Экспресс-диагностика
( Садовникова И.Н.)
письменной
речи
младших
школьников
1. Контрольное списывание.
Норма (8-10 баллов )
10 баллов
правильное и точное воспроизведение букв, слов, текста.
8 баллов
наличие только орфографических ошибок в словах.
Средний уровень (4-6 баллов)
6 баллов
1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
4 балла
3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
Низкий уровень (0-2 балла)
2 балла
6 и более дисграфических ошибок,
орфографические ошибки.
0 баллов - задание не выполнено.
2. Слуховой диктант.
Норма (8-10 баллов )
10 баллов
правильное и точное воспроизведение текста,
8 баллов
наличие только орфографических ошибок.
Средний уровень (4-6 баллов)
4 балла
1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
6 баллов
3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
Низкий уровень (0-2 балла)
2 балла
6 и более дисграфических ошибок,
орфографические ошибки.
0 баллов текст не воспроизведен.
3. Изложение.
Оценивается по двум критериям.
А. Смысловая целостность:
Норма (8-10 баллов )
10 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья,
расположенные в правильной последовательности.
8 баллов смысловые звенья воспроизведены с незначительными
сокращениями.
Средний уровень (4-6 баллов)
6 баллов неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или
отсутствие связующих звеньев.
4 балла
выпадение отдельных смысловых звеньев.
Низкий уровень (0-2 балла)
2 балла
существенно искажен смысл или рассказ не завершен.
0 баллов текст не воспроизведен.
Б. Лексико-грамматическое оформление:
Норма (8-10 баллов )
10 баллов правильное и точное воспроизведение текста без ошибок.
8 баллов наличие только орфографических ошибок.
.
Средний уровень (4-6 баллов)
6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
4 балла
3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
Низкий уровень (0-2 балла)
2 балла
6 и более дисграфических ошибок,
орфографические ошибки.
0 баллов текст не воспроизведен.
По результатам мониторинга логопед заполняет протоколы отслеживания
динамики состояния письма на каждого ребенка и на всю группу.
Материал для обследования состояния письма.
1.
Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег,
бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер,
жёлудь, вагон, индюк, бабочка.
В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть
необходимые для списывания слова.
2.
Списать слова, написанные печатным шрифтом:
плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.
3.
Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц,
ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и.
Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не
помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.
Например: б, , е, ж,_ , ы, х и т. д.
4.
Записать под диктовку прописные буквы: Д,Ф,Ч, У, Ё, Щ, К, В, 3, Г,
С, Р, Л, Ц, Б.
Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не
помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.
5.
Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт,
жде, круп, взле, пни, auio, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.
6.
Записать под диктовку слова: шар, стул, грач, пишу, сила, книга,
правда, клубок, трава, упал, берёза, ступенечка, пружина, больной, убегать.
7.
Записать предложение после однократного прослушивания:
У ёлки пушистый зайчик.
8.
Списать печатный текст (1 класс).
Кошка и птичка.
Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка,
кошки хитры.
В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.
8. Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).
Щенок.
У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил.
Дети накормили щенка.
Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.
10. Написать диктант (2 класс, начало учебного года).
Кот.
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик
часто играл с котом. Они были друзья.
(Для диктанта можно использовать другие тексты предусмотренные школьного
программой).